Для людей, которые впервые интересуются пейнтболом, маркер — основное орудие каждого игрока — скорее всего является черным ящиком. Ты жмешь на триггер, и шарик вылетает из ствола. На этом все. Если для вас эта игра так и останется разовым развлечением, то и такого уровня знаний более чем хватит для боя на площадке. Но что делать, если вас всерьез захватило и увлекло? Может быть даже подумываете о приобретении своего оборудования вместо прокатного? Но для этого как минимум нужно знать как же это оборудование работает и чем отличаются разные модели, чтобы не попасть впросак.
Из чего состоит маркер: внешние детали
Начнем с самого поверхностного и очевидного — внешнего вида и основных частей. Говорить мы будем о самых распространенных маркерах — полуавтоматических.
Помимо основного корпуса на общей схеме маркера сразу же можно заметить несколько важных деталей. Это, в первую очередь, наличие баллона со сжатым воздухом или CO2, с помощью которого выстрел и производится. Чуть дальше мы разберем как именно. Во-вторых, сверху маркера крепится т.н. «фидер», в котором располагается основной боезапас шариков для маркера. Его устройство предельно простое — это емкость с воронкой на дне, откуда шарики и подаются в маркер, и пластиковой крышкой, которая предотвращает выпадение шариков при активных маневрах. В-третьих, это съемный ствол. Конструкционных изысков в нем едва ли больше, чем в фидере. В обычных пейнтбольных клубах Краснодара предлагают короткие, стоковые стволы или удлиненные, которые стреляют более кучно и точно, но за дополнительную плату. В нашем пейнтбольном клубе удлиненные стволы идут по цене обычных.
Какие механизмы работают внутри пейнтбольного маркера
С самым простым мы закончили, а теперь настало время гораздо более сложных тонкостей, которые сокрыты от посторонних глаз непосредственно в корпусе маркера. Посмотрите на анимацию выстрела из маркера и не забывайте поглядывать на нее, если тексту понадобится наглядная иллюстрация:
Все еще не особо понятно? Давайте разбираться. Основной механизм маркера есть не что иное, как газовый клапан, который подает сжатый воздух или CO2 в ствол, откуда этот газ и выталкивает шарик в сторону счастливчика, по которому вскоре прилетит. Если вы в школе делали из пустых ручек духовые трубки, из которых можно было жеваной бумагой стрелять по одноклассникам, то вам знаком и принцип стрельбы из пейнтбольного маркеры: в стволе создается давление, которое и выталкивает снаряд в сторону цели. Но принципы принципами, а маркер все же конструкционно несколько сложнее, ибо ему приходится решать несколько дополнительных задач:
- Кто будет дуть, создавай давление
- Как быстро затолкнуть следующий шарик в ствол после выстрела
- Как не позволить заряженному шарику вывалиться из ствола при наклоне маркера
Давайте на минуту станем конструкторами, которым дали задачу придумать эффективный механизм для поражения целей, и воспроизведем ход их мысли. Так будет гораздо легче понять логику устройства маркера.
Самостоятельно дуть возможности нет, ибо пейнтбольная маска мешает. А если бы даже не мешала, то вряд ли силы хоть чьих-то легких хватит, чтобы выдуть довольно тяжелый шарик, наполненный краской, хоть сколько-то далеко. Сделать поршень и толкать его пружиной, как у воздушки или в страйкбольном приводе, неэффективно, потому что снова у нас большой и тяжелый шарик, в нем много краски и нужно больше силы, т.е. давления газа, чтобы "выдуть" шарик на большую дистанцию. Именно поэтому в пейнтболе нужно именно большое давление, чтобы эффективно компенсировать вес снаряда. И самый простой способ обеспечить это давление — закачать компрессорами газ в баллон, который крепится к маркеру. Из этого баллона и будет подаваться газ под высоким давлением.
Как же «дуть» мы разобрались, теперь нужно сделать так, чтобы «дуло» именно в момент нажатия на спусковой крючок (триггер) и никак иначе. Самый простой и очевидный способ — открыть клапан непосредственно триггером. Но поскольку давление у нас высокое, то силы пальца попросту не хватит, чтобы открыть клапан простым нажатием. Отсюда следует, что открывать его нужно чем-то более сильным. Поэтому инженеры и снабдили маркеры «ударником» и пружиной, которая будет толкать ударник и с соответствующей силой бить им по клапану, обеспечивая необходимый для выстрела выход газа. Ну а дальше все просто. Игрок взводит весь механизм с помощью штыря в задней части маркера, отводя штырь, сжимает пружину и отводит ударник, который фиксируется на спусковом механизме. А вот теперь уже можно стрелять простым нажатием на спусковой крючок, не прилагая для этого титанических усилий. Смело жмем его и смотрим что же дальше произойдет. А дальше у нас высвобождается ударник, а пружина толкает его на клапан газового баллона. При этом выпускаемый газ тратится как непосредственно на выстрел шариком из ствола, так и на отвод ударника в изначальную позицию, где он и фиксируется до нового выстрела. Таким образом игроку не нужно взводить затвор перед каждым выстрелом, что и отличает полуавтоматические маркеры от своих более ранних предшественников - помповых.
А теперь давайте решим проблему доставки нового шарика для выстрела. Тут нам поможет такая замечательная деталь как «затвор», в пейнтболе его еще называют болтом, от английского слова bolt, что переводится как... кто бы мог подумать... затвор! Почему тогда пейнтболисты называют затвор болтом? Все просто, пейнтболисты не милитаристы (!), а в иностранных инструкциях к маркерам пишут слово bolt. Первое, что пришло в голову русскоязычному спортсмену-пацифисту-пейнтболисту было слово болт, а не затвор. Так и мы будем называть эту часть маркера.
Итак, болт соединен с ударником металлической штангой. Когда движется ударник, тогда движется и болт. Когда ударник зафиксирован в спусковом механизме, болт находится в своем крайнем заднем положении. В этом положении болт открывает канал, по которому внутрь маркера из фидера попадает пейнтбольный шарик с краской. Когда игрок нажимает на курок, освобождается ударник и вместе с болтом они движутся вперед. Болт при этом толкает шар внутрь ствола и перекрывает канал из фидера, предотвращая таким образом попадание следующего шара внутрь маркера. Болт представляет собой полую трубку и, будучи в крайнем переднем положении, является частью канала по которому газ из баллона, через клапан, движется в ствол. Таким образом, болт не только препятствует преждевременной подаче шаров из фидера в маркер, но и ненужной подачи газа из маркера в фидер.
Теперь непонятным остался лишь один вопрос - почему же шарик между выстрелами не вываливается из ствола? Что его удерживает. Как предположил один мой знакомый игрок в пейнтбол из Каневской: "ствол маркера имеет узкое горлышко, как поворот ейской трассы перед Тимашевском, там всегда туго. Нет болта - нет шаров".
На самом деле, хоть ствол действительно и имеет сужение в разгонной части, но шарик в ствол еще должен быть доставлен болтом. А между выстрелами шарик находится не в стволе, а в корпусе маркера. И там он удерживается подвижным фиксатором шарика, который все пейнтболисты называют болдетентом (от английского ball detent - фиксатор шара). Когда болт начинает свое движение, он шариком надавливает на болдетент, отчего тот проминается и пропускает шар вперед в ствол. После выстрела болдетент возвращается в свое начальное положение.
Какие особенно устройства маркера вызывают типичные неполадки.
Если вы внимательно все прочитали и даже поняли прочитанное, то вам сразу же станут понятны и некоторые проблемы с маркерами при игре, с которыми все игроки периодически встречаются, но не знают как их решить. Например, если вы случайно задели штырь в задней части маркера во время стрельбы, тем самым помешав свободному перемещению ударника и ему не хватило энергии, чтобы открыть клапан, то и выстрела не видать. Нажимать повторно на спусковой крючок бессмысленно. В таком случае просто заново взводим ударник руками за штырь и спокойно стреляем дальше. А если из ствола выпадают шарики или вылетает сразу несколько — это явно болдетендер засорился или просится на замену, нужно обратиться к персоналу клуба, они его прочистят или дадут другой маркер. А раунд можно доиграть просто не опуская ствол маркера вниз.
Если вас заинтересовала тема устройства маркера, приходите в клуб загородного активного отдыха Раздолье на бесплатные мастер классы по ремонту и обслуживанию пейнтбольного оборудования. Это не только интересно, но и полезно, ведь пейнтбольных техников очень мало и можно без труда устроиться работать. Вот, например вакансия пейнтбольного клуба в Брюховецкой.
Напишите в комментариях, хотели бы вы почитать о хитростях настройки прокатного маркера, как сделать так, чтобы маркер стрелял дальше и сильнее.
Вам также может быть интересна статья: "Пейнтбол в Тимашевске".